Понятие государственной службы неразрывно связано с ранжированием лиц, построением иерархии старшинства-подчиненности, позволяющей сделать громоздкий  механизм чиновничества похожим на хорошо отлаженную машину, в которой существует управляющий центр, принимающий решения, и ряд уровней, посредством которых принятые решения реализуются.

О том, как зародилась система соподчиненности, появились чины, специальные воинские звания – пойдет речь в статье.

 Становление системы иерархии в служебной деятельности 

Понятие «старшинства» известно человечеству с самых ранних эпох. Еще в первобытном обществе существовало понятие «вождя» - лица, осуществлявшего руководство деятельностью, направленной на добывание пропитания и защиты членов племени от угроз извне. Однако, создание иерархии лиц, осуществляющих те или иные функции в обществе, основанной не на грубой силе подавления более сильным младших членов социума, а на осознанной необходимости подчинения для выполнения конкретных задач, стало возможным только после возникновения государства.

По сравнению с племенной формой организации общества, государственный строй являлся гораздо более сложным. Требующим большого количества лиц, выполняющих распорядительные функции по отношению к массе населения на подконтрольных территориях. Один глава государства был не в состоянии контролировать одновременно военные и хозяйственные процессы, управлять сотнями и миллионами своих подданных. Для этого он вынужден был делегировать полномочия приближенным.

В зависимости от того, какой объем полномочий и в какой сфере деятельности: гражданской или военной делегировались, лицо, уполномоченное на отправление функций от имени верховного правителя, получало определенный набор привилегий – чин. С ним было связано благосостояние управляющего отраслью или контингентом, набор полномочий, которыми чиновник или военачальник обладал для принуждения к исполнению своих распоряжений.

На более поздних стадиях развития государственности принуждение носило не непосредственный характер: доверенное лицо правителя  самостоятельно уже не применяло грубую физическую силу для того, чтобы заставить исполнять свои распоряжения. За него это делал государственный механизм, основанный на целесообразности и осознанности в необходимости подчинения меньшинства большинству. В «уступке» части свобод, которыми каждый член общества обладал от рождения. Во имя защиты территориальной целостности, жизни и охранения более слабых членов социума, не способных самостоятельно позаботится о себе.

В России иерархический механизм соподчиненности зародился одновременно с появлением государственности, примерно в VIII-IX веках. Первым исторически признанным верховным правителем стал князь, а «управленцами» и служащими, проводившими в массы его волю – члены его дружины. 

По мере усложнения отношений в обществе усложнялась система соподчиненности, но своего логического завершения она достигла во время правления царя Петра I первым осознавшим ценность ступенчатого построения системы соподчиненности и возможности продвижения по ступеням служебной лестницы, в зависимости от способностей и накопления необходимого опыта.  Так появился «Табель о рангах» - документ, заложивший основы служебной иерархии и сформировавший класс «служилых» людей – дворян, основной задачей которого было управление населением и защита государства от нападений извне с оружием в руках.

 Принцип построения «Табеля о рангах» 

Документ был введен царским указом от 4 февраля 1722 года. Он разделил все служилое сословие на 14 классов. Самый младший XIV  класс наделялся самыми простыми полномочиями, почти не связанными с исполнением распорядительных функций по отношению к другим членам общества.  Высший I класс наделялся полномочиями, сопоставимыми с полномочиями главы государства (монарха).

Универсальность «Табеля о рангах» достигалась благодаря тому, что служба была разделена на гражданскую и военную, отдельной категорией службы являлась придворная, имевшая воинское специальное звание классный чин, но она была малочисленна и, не смотря на огромное влияние, которым обладали придворные, существенного влияния на формирование служилого сословия не оказала.

Все служебные должности в армии и в системе гражданского управления имели специальные наименования и четко определенный круг полномочий, которыми наделялось лицо, достигшее той или иной ступени иерархической лестницы.

Каждому гражданскому чину соответствовал чин в армии и на флоте, что позволяло служивым людям безболезненно, без утраты достигнутого положения переходить с одной службы на другую, менять род деятельности и профессию. Служащий приобретал личное дворянство, если к тому моменту не принадлежал к этому сословию. При достижении 8 ступени на иерархической лестнице дворянство становилось потомственным – распространялось на всех потомков рода и гарантировало им обладание целым рядом привилегий, которыми пользовался господствующий класс.

ТАБЛИЦА

«Табель о рангах»

Табель просуществовал без существенных изменений до 1917 года, и был отменен после падения монархии. Однако, долго существовать государство без системы соподчиненности не смогло. Без четкой иерархии появлялась анархия, которой характеризуются первые послереволюционные годы. Она была распространена не только среди гражданских служащих, но и в армейской среде, когда командиры выбирались решением солдат и, в случае несогласия с действиями избранного «командира», так же быстро смещались по решению солдатских собраний. Это чуть было не привело к утрате Россией национального суверенитета. В условиях войны солдаты отказывались подчиняться офицерам, защищать занятые рубежи. По существу, фронт был открыт, что позволило германским войскам, без каких-либо усилий, занять огромные территории и угрожать столице – Санкт-Петербургу.

Уже в 1918 году были частично восстановлены воинские звания, носившие характер должностей. Произошел «откат» к системе иерархии, когда начальник получал не абстрактное звание, позволяющее выполнять определенные функции, а звание-должность, зависящую от численности подразделения, которым он командовал. Такая система существовала на Руси в допетровские времена, когда военачальники именовались десятскими, сотниками, тысячниками (темниками). К 1935 году воинская иерархия была полностью восстановлена, претерпев незначительные изменения в терминологии званий. Были упразднены звания прапорщика и штабс-капитана, восстановлено звание майора, изменена система высших генеральских званий, высший воинский чин стал именоваться маршалом, вместо фельд-маршала.

 Специальные воинские звания 

Иерархия существует не только в военной и гражданской службе. В России имеется большое количество военизированных структур, не относящихся к военной службе, но выполняющих функции по защите интересов государства, поддержания порядка, борьбе с преступностью. Для того, чтобы различать личный состав в порядке подчиненности служащим МВД, ФСБ, МЧС, Росгвардии и других силовых структур присваиваются «специальные воинские звания». В большинстве случаев они дублируют систему армейских званий. Существенные отличия имеются у служащих прокуратуры.

Порядок присвоения специальных званий регулируется специальными законами. В отношении сотрудников МВД это ФЗ-342 от 30.11.2011 г.

Этим законом установлен перечень званий, которые могут присваиваться сотрудникам МВД и других силовых ведомств, а так же срок выслуги, по истечении которого служащий имеет право претендовать на присвоение следующего звания. Для младшего начальствующего состава существуют ограничения в карьерном росте званием старший прапорщик. Для того, чтобы получить офицерское звание лейтенант,  необходимо наличие специального высшего образования.

Для замещения высших командных должностей, получения звания полковник и генерал офицер должен пройти специальную подготовку в профильной академии.

Нововведением в положение о службе в МВД является присвоение звания младший лейтенант слушателям (курсантам), обучающимся на последних курсах ВУЗов системы МВД по очной форме. Раньше, во все время обучения, слушатели (курсанты) не имели офицерских званий.

Специальные звания соотносятся с воинскими званиями без повышения или понижения, что имело место в советский период, когда сотрудники НКВД-МГБ имели приоритет перед армейскими служащими на две ступени. Лейтенант НКВД соответствовал армейскому капитану, а старший майор – армейскому полковнику.

Присвоенные во время службы специальные воинские звания при призыве на службу в МО РФ не сохраняются. После окончания срочной службы или выходе в запас (отставку) за военнослужащим сохраняется его воинское звание, которое может относится к разряду сержантских или старшинских, в то время как специальное звание может быть полковник или генерал.

 Продвижение по службе и специальные воинские звания 

Воинское специальное звание классный чин в истории встречается не редко.

В армии, одним из самых успешных военачальников, был главный маршал авиации А.Е. Голованов, за три с половиной года прошедший путь от подполковника до главного маршала рода войск. Это рекорд скорости роста в званиях в Советской Армии.

Смена общественного строя в России ознаменовалась возрождением системы служебной иерархии в гражданской службе. В военной службе произошли изменения, ранее не мыслимые в армейской среде. На протяжении более 20 лет высшую командную должность – Министра Обороны РФ занимают лица, ранее не служившие в армии, не имевших воинских званий, соответствующих высокому положению.

Другая особенность современной Российской армии и силовых структур – большое количество женщин-генералов (44 человека), из которых в МО служит одна женщина (преподаватель военного ВУЗа), в МВД – 16, в СК – 10, в Таможенной службе – 5, в ФСБ – 1. Характерно, что женщины–генералы, в большинстве, занимают штабные или вспомогательные должности: являются пресс-секретарями или преподавателями вузов. В СССР специальные воинские звания генерал не были присвоены ни одной женщине. Это не являлось ущемлением прав по половому принципу. Единственная, претендовавшая на звание генерала и соответствовавшая званию по должности – командир авиаполка полковник В.С. Гризодубова звания не получила, ввиду того, что дискредитировала себя необоснованным доносом.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Добавить комментарий

Комментарии
Александра
Очень интересная информация, касающаяся служебной иерархии в армии в восемнадцатом. Я даже не знала, что присваивалось даже дворянство тем, кто дослужил до восьмого ранга. Что воинский чин остается за военнослужащим, даже, если он не служит, а находится в запасе, это понятно. У меня дядя дослужился до подполковника. Интересно, что в СССР не было женщин-генералов.
Поиск по сайту

Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть