Военно-воздушные силы удостоились чести стать одним из трех основных родов войск. С момента своего основания в Русской Императорской армии в 1910 году, летчики и обслуживающий персонал были причислены к военной элите. Их материальному и вещевому довольствию уделялось особое внимание. Наряду с военными моряками, имевшими многовековую историю развития флотской формы, история создания экипировки и военной формы для военных летчиков происходило очень быстро, и почти полностью пришлось на советский и постсоветские периоды.

О том, как по внешнему виду отличить военного летчика от военнослужащих других родов войск – пойдет речь в статье.

 Форма военных летчиков Российской Императорской армии (РИА

История военно-воздушных сил царской России насчитывает всего 7 лет. Существовавшие до 1910 года отдельные отряды воздухоплавателей, поднимавшимся в воздух на воздушных шарах и дирижаблях (и даже воздушных змеях!!!), отдельным родом войск не числились и использовались исключительно для разведывательных и наблюдательных целей, корректировки огня, раннего оповещения о приближении противника.

Организатором и первым руководителем военно-воздушных сил Российской Империи стал дядя Императора Николая II великий князь Александр Михайлович. Именно по его инициативе (на частные пожертвования великокняжеской семьи и русских меценатов и промышленников) 30 января 1910 года начал создаваться воздушный флот Империи. Были направлены во Францию, для изучения возможностей самолетов и обучению полетам русские воздухоплаватели Л. Мациевич, С. Ульянин, Г. Пиотровский, Б. Матыевич-Мацеевич, М. Зеленский и М. Комаров. Одновременно с ними на обучение технической стороне обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов была направлена группа из 6 нижних чинов (унтер-офицеров) которые должны были стать первыми авиационными техниками и начать обучение личного состава после возвращения.

Эти 12 военнослужащих не имели единой военной формы, которая бы обозначала их принадлежность к новому роду войск. Офицеры набирались исключительно на добровольной основе. В основном, это были морские офицеры и средние чины инженерного корпуса. Поэтому, первая форма военных летчиков была черной. Так как и военно-морские офицеры, и военные инженеры носили черную форму с золотыми или серебряными пуговицами.

Уже 12.08.1912 года воздухоплавательные части были выведены из подчинения инженерного управления и переподчинены специально созданному органу, по существу – Главному командованию нового рода войск -  Воздухоплавательной части Генштаба РИА. Командующим новым родом войск был назначен генерал-майор М.И. Шишкевич. С этого момента у военных летчиков появилась собственная военная форма ВКС.

Не смотря на то, что участие военной авиации в Первой Мировой войне было довольно активным, а Российская Империя, первой в мире, применила в боях тяжелые бомбардировщики тапа «Илья Муромец», воздушный флот РИА, по сравнению с другими родами войск, был крайне малочислен. На формирование формы, которую носили первые военные летчики оказали влияние два фактора:

  • Пик развития военной авиации пришелся на военные годы. Традиционно форма российской армии создавалась по прусским образцам (со времен Петра I). Но, так как Российская Империя вела войну с Германской Империей, русский царь (на 99% немец), был ярым русским националистом, он пожелал, чтобы все сходства в форме с немецкой - были упразднены.
  • За образец была взята английская, отчасти французская форма.

Форма военных летчиков времен Первой Мировой войны эта коричневые френчи английского образца, галифе такого же цвета. Так как шла война, полевая форма почти не отличалась от парадно-выходной. Отличительной особенностью летной формы стали кожаные тужурки, кожаные штаны, удлиненные и утепленные мехом кожаные пальто, краги, надевавшиеся на ноги и на руки, кожаный шлем на меху и очки-«консервы». 

Военные летчики были почти неотличимы по форме одежды от  самокатчиков, водителей бронеавтомобилей, мотоциклистов и автомобилистов.  У всех представителей «технических» войск была популярна практичная и не маркая черная кожаная одежда, прекрасно защищавшая от влаги и холода, легко подвергавшаяся чистке и устойчивая к механическим повреждениям.

РИСУНОК 1

Летчики РИА в полевой и летной кожаной форме одежды

 Форма военных летчиков в период 1918-1935 годов 

После революции октября 1917 года Красной Армии перешло более 70% авиационного парка бывшей царской армии. Во все время Гражданской войны 1918-1921 годов «красная» авиация доминировала над слабой и малочисленной «белой», основу парка которой составляли единичные самолеты, поставлявшиеся бывшими союзниками по «Антанте». Поэтому понятно, почему уже в 1922 году, сразу после победоносного завершения Гражданской войны, приказом №322 по РККА была утверждена новая форма одежды для всех родов войск. В соответствии с этим приказом, созданные в 1918 году военно-воздушные силы Советской Республики ( к декабрю 1922 года – СССР), обрели форму, которая на протяжении столетия претерпевала изменения, но не утратила основных отличительных особенностей, позволяющих узнавать военных летчиков.

За основу была взята форма военнослужащих воздухоплавательных отрядов РИА, которая шилась из темно-синего сукна. ВВС всегда представляли собой элиту из элит армии. Не утратили они такой роли и в первоначальный советский период, когда были упразднены знаки различия и погоны, все военнослужащие стали «товарищами», а офицеры - находились под пристальным наблюдением комиссаров.

Военные летчики получили самый разнообразный комплект форменной одежды:

  • Шинель из ч/ш сукна (темно-синего цвета для мирного времени, серого – для военного);
  • френч (различный по крою для офицерского и рядового состава);
  • гимнастерки летнего и зимнего типа;
  • рубашку;
  • галстук;
  • бриджи-галифе;
  • суконный шлем (типа «буденовка»);
  • фуражку (для парадно-выходной формы);
  • хромовые сапоги или ботинки (носились с крагами).

Вся военная форма ВКС, за исключением рубашки и галстука, шилась из материала темно-синего цвета. Отличительной особенностью военно-воздушных сил являлись петлицы, околыши, выпушка и канты голубого цвета.

РИСУНОК 2

Повседневная форма военных летчиков РККА в период 1925-1935 годов

 Форма летчиков РККА в период с 1935 по 1943 годы 

К 1935 году  большая часть военнослужащих, принимавших участие в Гражданской войне, либо вышла в отставку, либо достигла значительных воинских должностей. В памяти молодого поколения не было острого неприятия старших военачальников, как представителей господствующего класса. Были осознаны ошибки упразднения воинских званий в Красной Армии.

В 1935 году была проведена военная реформа и частично восстановлены воинские звания для командного состава РККА. Появились первые 5 маршалов. Самым младшим офицерским чином стал младший лейтенант. Различия в воинских званиях и должностях обозначались знаками различия, носимыми на петлицах (погоны всё еще были ненавистны) и нарукавных нашивках.

К 1935 году советская авиация занимала лидирующие позиции. Создавались самолеты, способные совершать межконтинентальные перелеты. Престиж военного летчика находился на самом высоком уровне, за всю историю существования ВВС.

Разработчики новой формы для воздушных сил не поскупились на многообразие комплектов одежды и её фасоны (дизайн). Был расширен ассортимент комплектов одежды для офицеров и рядового состава. Появились существенные отличия в крое, качестве материалов и сроках ношения. Было ранжировано ношение обуви:

  • хромовые сапоги – для всех офицеров;
  • юфтевые – для старшинского и сержантского состава (комначсостава – по терминологии РККА);
  • яловые или кирзовые – для рядовых.

Офицерское обмундирование образца 1935-1941 г.г. включало два комплекта.

Летний комплект:

  • Шинель двубортная (суконная облегченная);
  • Фуражка или пилотка;
  • Гимнастерка летняя (военно-полевая);
  • Бриджи-галифе хлопковые или суконные для строя;
  • Френч парадно-выходной;
  • Брюки на выпуск парадно-выходные;
  • Рубашка белая;
  • Галстук черный;
  • Перчатки белые;
  • Хромовые сапоги или ботинки с крагами;
  • Ботинки черные или коричневые для парадно-выходной формы.

Рисунок 3

Летний парадно-выходной комплект

Зимний комплект:

  • Шинель двубортная ч/ш;
  • Шлем суконный (типа «буденовка»);
  • Френч п/ш;
  • Гимнастерка п/ш;
  • Бриджи-галифе п/ш;
  • Сапоги хромовые или ботинки утепленные (с крагами);
  • Перчатки (коричневые).

Рисунок 4

Зимний комплект

Кроме летнего и зимнего комплектов формы, военные летчики и члены экипажей (летный состав) экипировались специальной одеждой: удлиненными кожаными пальто на меху, кожаными шлемофонами на меху, унтами, крагами, меховыми перчатками, летными куртками (с отстегивающейся меховой подкладкой), различными типами нательного белья из чистой шерсти, п/ш и хлопковой ткани.

Пилоты имели в комплекте летной формы шелковые шарфы.  Это – не пижонство, а практическая необходимость. Во время ведения воздушного боя, летчику приходилось сотни раз поворачивать голову. Любая ткань, кроме шелка, натирала шею и выводила пилота из строя. Поэтому, шелковый шарф – был отличительной чертой военного летчика (не только в РККА, но и армиях других стран).

Особое внимание было уделено знакам различия высшего, старшего, среднего и младшего комсостава. Неизменным оставался только цвет петлиц и выпушки – голубой:

Рисунок 5

Знаки различия высшего комсостава ВВС РККА 1935-1943 г.г.

Рисунок 6

Знаки различия старшего комсостава ВВС РККА 1935-1943 г.г.

Рисунок 7

Знаки различия младшего комсостава ВВС РККА 1935-1943 г.г. и рядовых

 "Военная форма ВКС" в послевоенный период 

Годы Великой Отечественной войны подняли авторитет военных летчиков на недосягаемую высоту. Самое большое количество дважды Героев Советского Союза и два трижды героя, удостоенных этого звания за личное мужество и боевые заслуги, это – военные летчики. Появились в авиации и собственные маршалы: А.А. Новиков – командующий  фронтовой авиацией и А.Е. Голованов – командующий АДД ( в последствии, оба были удостоены звания Главный Маршал Авиации СССР). Появилась потребность в усовершенствовании военной формы военных летчиков. Приведении её в соответствие с общевойсковой формой.

В период с 1947 по 1969 годы не отличалась особым разнообразием. Традиционный темно-синий цвет формы военных летчиков, был заменен на общевойсковой – защитный. Неизменными оставались цвет петлиц, околышей фуражек, лампасов и просветов на погонах.

После 1969 года был изменен крой мундиров. Вместо воротника-стойки, стал использоваться двубортный крой кителя, а солдаты и старшины – получили отложные воротники на х/б и п/ш, а так же – парадно-выходную форму одежды из п/ш ткани.

 Современная форма ВКС 

В современной Российской Армии ВВС объединены с ПВО, ПРО и космическими войсками. У этого симбиоза единая форма одежды. Вернулся традиционный темно-синий цвет сукна. Офицеры обрели, не свойственный авиаторам, элемент парадной формы - кортик.

Рисунок 8

Парадно-выходная военная форма ВКС

 

У действующего Министра обороны России, помимо талантов «эффективного менеджера», в последние годы появилось хобби  - «историческая реконструкция». В каком направлении будет развиваться форма военных летчиков – зависит от фантазий министра. 

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Добавить комментарий

Комментарии
Игорь
Синий цвет формы с голубыми петлицами и околышами фуражек голубого цвета для летного состава считаю обоснованными. Это цветовые оттенки неба. Летная форма сама по себе красива и вызывает гордость за наши вооруженные силы. Кроме привлекательного внешнего вида она удобна и практична. А вот кортик, мне кажется, как-то не очень вяжется к летной форме.
Наталья
Здравствуйте! Ваша статья мне очень помогла. Мне поступил заказ на пошив формы: военный лётчик Первой Мировой войны. Хотела уже отказаться. Я не знала какая форма была у летчиков в те года. Какого цвета и фасон. Наткнулась на вашу статью, где подробно описываются все извещения формы военных летчиков. Теперь все получится.
Мария
Меня удивило, что темно-синий цвет формы то отменили, то вернули обратно. Наверное, синий символизирует небо, поэтому и форма военных летчиков имеет такой цвет. А шелковые шарфы отменили напрасно, это нужный элемент одежды для пилота. Думаю, стоит вернуть их в комплект.
Жмых
Почему специальная форма лётчиков, в которой они летают (я не знаю, как она называется, но она является неким аналогом полевой формы в СВ) не камуфлированной окраски? Ведь возможен случай, когда самолёт будет подбит, пилот катапультируется, но из-за цвета формы противнику его легче будет найти, допросить и убить. Или на военное время предусмотрена камуфлированная экипировка?
Майя
Я - преподаватель истории, делаю мини-обзоры для учащихся. На одном из уроков мы коснулись темы военных лётчиков, и один мой ученик сказал, что хочет в будущем связать свою жизнь с такой профессией, как воздушно-космические силы, и попросил подробно рассказать о том, какая у них служба, какая форма у военных лётчиков. Мне повезло, что вскоре прозвенел звонок, но я пообещала им всё рассказать в следующий раз. Моим слушателям нужно донести максимально просто и информативно данную информацию, начиная от возникновения, указать какие произошли изменения до её современного вида. Спасибо за вашу статью, она мне очень помогла в повторении этого вопроса.
Поиск по сайту

Интересные статьи
Последние комментарии
Форма входа

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

 

Закрыть